Тим Рейборн

Череп Бетховена: Мрачные и загадочные истории из мира классической музыки

Переводчик Мария Кульнева

Редактор Павел Литвиненко

Дизайн обложки Рейн Саукас

Руководитель проекта А. Василенко

Корректор Е. Чудинова

Компьютерная верстка М. Поташкин

Дизайн обложки Ю. Буга

Иллюстрация на обложке istockphoto.com

© Tim Rayborn, 2016

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2017

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

* * *

Введение

Мрачное и необычное в истории западной музыки

Давайте признаем: все мы любим хорошие мрачные истории. Мощь ужасного и гротескного, запретного и пугающего питает бесконечное число фильмов, видеоигр, романов, таблоидов, разоблачительных веб-сайтов, реалити-шоу и бойз-бэндов. Из этой книги вы узнаете о малоизвестных исторических фактах, познакомитесь с некоторыми из наиболее странных, а порой и просто ужасных моментов, связанных с музыкой последних двух тысяч лет и даже раньше.

Если спросить людей, какой предмет больше всего нравился им в школе, немногие назовут историю. Это весьма печально, потому что история – прекрасный захватывающий предмет, значение которого только растет в нашем сложном мире. Но слишком многие считают историю просто бесконечным набором скучных имен, дат, сражений и событий в странах, которые давно не существуют, с участием людей с непроизносимыми именами.

Если спросить людей об их любимом музыкальном жанре, так называемая классическая музыка также вряд ли возглавит список, по крайней мере в Соединенных Штатах. В Европе и Азии многие искренне любят ее, и на самом деле в США также есть ее преданные поклонники, пусть и не слишком многочисленные. Но у большинства она ошибочно ассоциируется со снобизмом, претенциозностью и общей непонятностью: длинные скучные произведения, написанные давно почившими композиторами с еще более непроизносимыми именами. Такое ощущение, что европейско-американская культура, породившая эту музыку, предала ее во имя более новых и крутых жанров. Увеличение популярности скачивания музыки в интернете (легального и не очень) постепенно убивает идею классических альбомных записей. Однако виниловые пластинки вновь становятся модными, хотя мало кто подмечает истинные тенденции.

Поэтому, хватаясь за последний шанс вернуть интерес к обеим этим предметам или надеясь, что минус на минус все-таки даст плюс, я решил объединить их в этой книге и предложить читателю нечто вроде краткого курса истории классической музыки, но в определенном – мрачном – ключе. Замечу, некоторые истории, рассказанные здесь, выходят за рамки «классики», но это лишь потому, что они слишком хороши и печальны, чтобы их можно было обойти! Здесь будет чуть-чуть джаза, немного рок- и поп-музыки, капелька фолка и кое-что из того, что не поддается определению. Ну, правда, к какому жанру отнести «музыку фей»? Псевдокельтскому? Переходно-мифическому? Или просто феерическому?

Как бы то ни было, на этих страницах вы найдете нечто большее, чем скучный перечень дат и событий, и я не буду требовать, чтобы вы с ходу запомнили многочисленные невнятные имена, – хотя, возможно, со временем их все же стоит запомнить. Вместо этого я предлагаю вам целый спектр странных и удивительных историй: историй жестокости, мести, крови и кишок, смертей, болезней, любовных побед и поражений, отчаяния, казней, привидений, жутких детских стишков и сказок, магии, убийств, войн и, самое страшное, – сотовых телефонов.

В части I вы познакомитесь с большим числом композиторов – от древних времен до ХХ века. Некоторые вам уже известны, о других вы никогда ничего не слышали, а кого-то вы, возможно, предпочли бы никогда и не знать. Объединяет их то, что они вели весьма странную жизнь и/или слишком странно закончили свой земной путь, и порой их судьбы были просто нелепыми. Такие истории нечасто встречаются на обложках компакт-дисков и даже в лекциях по истории музыки. Так что знайте, до сего момента вас лишали многого, и пришла пора это исправить!

Многие считают, что для того, чтобы быть действительно великим, артист должен страдать. Стандартный романтический образ – художник, поэт или композитор, живущий в нищете в парижских трущобах, где он прячется от кредиторов, расстается с беременными любовницами, пьет горькую и в муках творит шедевры, ценность которых люди признают только после его безвременной кончины от цирроза, пули в лоб или разбитого сердца. Или полусумасшедший готический писатель или пианист, который сочиняет свои произведения исключительно ночами (конечно же, темными и ветреными) и ведет жизнь отшельника в роскошных покоях, освещенных лишь светом нескольких свечей (который играет в пустых глазницах стоящего на столе черепа), также пьет горькую и в муках творит шедевры, ценность которых люди признают только после его безвременной кончины от цирроза, кинжальной раны или разбитого сердца.

И действительно, немалое число композиторов если и не жили по сценарию типичного ужастика, то столкнулись в жизни с жестокими, тяжелыми и очень странными событиями, которые повлияли на их творчество. Не только их внутренний мир переживал бури; многие пережили трудности и трагедии в реальности, зачастую из-за своей неспособности справляться с этой реальностью и ее взлетами и падениями. Алкоголь, наркотики и бегство в мир иллюзий часто оказывались для них единственными путями к спасению от стрессов, которые порождало «нормальное» общество, но из этих страданий могли вырастать великие произведения, пережившие века.

Были и другие, кому, кажется, просто не везло в жизни. Некоторые верили в нечто загадочное или совершали странные поступки. Некоторые втягивались в криминальную деятельность и/или делали то, что не одобрялось церковью, государством или обоими сразу. Способность запечатлевать на нотной бумаге прекрасные мелодии не гарантировала жизни добропорядочного гражданина, и в нашем списке музыкальных звезд (или галерее негодяев) найдутся и по-настоящему аморальные личности.

В этой книге вы найдете богатый ассортимент странных, кровавых, жутких или просто нелепых фактов, загадок, правдивых историй и легенд о некоторых из самых известных (и самых таинственных) композиторах и музыкантах. Они появятся перед вами в приблизительно хронологическом порядке, разделенные на эпохи, по которым принято классифицировать музыку: древняя, средневековая, Возрождение, барокко, классицизм, романтизм и современная, – в порядке, более или менее совпадающим с соответствующими периодами, используемыми специалистами. Часть из этих историй сомнительны или даже определенно выдуманы, особенно те, что отстоят от нас дальше по времени. Факты никогда не мешали хорошим историям ни в прошлом, ни сейчас. Но в прошлом не было экспертов, социальных сетей, блогов или страничек комментариев, которые могли бы удостоверить подлинность. Тем не менее есть истории, которые вполне реальны и прекрасно задокументированы. Это сочетание фактов и выдумок должно дать вам ощущение того, насколько странной и причудливой может быть история западной музыки. Поэтому, если вы думаете, что у вас выдался неудачный день, попробуйте почитать что-нибудь из предложенного ниже и, возможно, вы почувствуете себя лучше.

В части II мы углубимся в исследования и, оказавшись на настоящей ярмарке чудес, встретим немало сюрпризов, от странной правды до сказок и городских легенд. Вы откроете для себя целый мир необычного и удивительного, мрачно-притягательного и подлинно страшного. Так же, как и в первой части, многие из этих историй правдивы. Некоторые основаны на догадках. Некоторые долго считались правдой, пока не было доказано обратное. А некоторые – просто ложь, но слишком хорошая, чтобы перед ней можно было устоять.

Мы рассмотрим самые разные темы – от биологических и мифологических истоков музыки до некоторых наиболее печальных и мрачных событий, связанных с музыкой и музыкантами. Знаете ли вы, что Дракула существовал на самом деле, причем, возможно, был куда страшнее, чем всем известный персонаж книг и фильмов? Наверное, вы удивитесь, что история о Гамельнском крысолове также основана на реальных событиях. Зачем королева эпохи Возрождения требовала, чтобы ее придворные музыканты постоянно пели над телом ее умершего супруга? И существует ли проклятая песня, которая заставляет тех, кто ее слышит, кончать с жизнью? А у вас бы хватило смелости ее послушать?

Мы узнаем, почему многие верят, что композитор не должен писать больше девяти симфоний, и о других суевериях, связанных с музыкальным сочинительством. Как насчет милых детских песенок, которые так хорошо известны нам всем? На самом деле у некоторых из них весьма мрачные корни! Является ли музыка формой магии? Может ли она изменять реальность или доводить обычных людей до сумасшествия? Во многих древних культурах верили в это.

И, конечно, разговор не может быть полным без обращения к ряду явлений из призрачного мира, связанных с музыкой. Это столь обширная тема, что мы лишь мельком взглянем на нее. И, даже если вы совершенно не верите ни во что подобное, эти истории заставят вас задуматься и, возможно, вы почувствуете, как по спине у вас бегут мурашки. Страшные истории о привидениях, которые вы рассказывали друг другу в летнем лагере, не идут ни в какое сравнение с этими легендами о музыкантах и прочих, не желавших оставаться мертвыми.

Наконец, мы упомянем о странной посмертной судьбе двух великих композиторов – Моцарта и Бетховена (подсказка: речь у нас пойдет о черепах), и расскажем еще несколько музыкальных баек.

Кажется, странности – такая же обычная часть человеческой жизни, как и само обычное. Там, где есть люди, обязательно есть и странные истории о них и их делах. Неразгаданные загадки и непонятные явления всегда очаровывают нас. Если подумать хотя бы о количестве рассказанных здесь историй – а это не более чем тонкий слой, – то уже можно начать сомневаться в том, что же такое «обычное» на самом деле.

Одни истории забавны, другие пронзительны и трагичны, а от некоторых буквально кровь стынет в жилах. Я вовсе не хотел смеяться над болью и страданиями людей; я просто размышляю, насколько неожиданно, на счастье или на горе, может повернуться жизнь. Ничто не стоит принимать как должное, и эти истории на самом деле способны вдохновить нас проявлять все лучшее в себе перед лицом любых трудностей, служить напоминанием о том, как краток наш век на этой земле.

Чтобы последовать за мной по страницам этой книги и получить от нее удовольствие, вам не потребуются специальные знания о классической музыке – и о музыке вообще. Это не учебное пособие и не специальное руководство, и в нем не будет вопросов по пройденному материалу или множества скучных примечаний и ссылок. Я просто приглашаю вас окунуться в мир необычного. Можете читать все подряд – тогда у вас возникнет понимание того, как развивалась музыка во времени. Но можете просто открыть книгу и начать читать с любого места. Если после этого вам захочется послушать музыку, о которой здесь рассказывается, – что ж, тем лучше.

Вы можете, если захотите, узнать больше, обратившись к разделу о том, что еще почитать, в конце книге. Возможно, вы обнаружите в себе интерес и любовь к музыке, о существовании которой раньше даже не знали. Классическая музыка вовсе не скучная, устаревшая и невразумительная. Она восхитительная, живая, осмысленная, прекрасная, трогательная, и каждый может наслаждаться ею. Просто иногда она бывает весьма мрачной.

Поэтому налейте себе чаю (или, если хотите, чего-нибудь покрепче), поставьте какую-нибудь музыку – лучше кого-то из композиторов из части I – и отправляйтесь на экскурсию по малоизвестным тропинкам музыкальной истории. Можете дождаться темной и ветреной ночи для наибольшего эффекта, но это не обязательно.

Часть I

Странные жизни, еще более странные смерти и причудливые судьбы композиторов

1. Древняя Греция и Рим

Практически каждый из нас знаком с наследием таких древних цивилизаций, как египетская, греческая и римская. Их влияние западная культура до сих пор ощущает во всем, от юриспруденции до архитектуры. В музеях выставляют произведения искусства, студенты изучают литературу и историю (и, если повезет, латинский или греческий языки!), и всем нам хотя бы поверхностно известны мифы и легенды этих народов. Школьники разных стран с интересом разглядывают голых греческих атлетов, удивляются, почему у египтян были только профили, и восхищаются тем, как римская армия в коротких юбочках покорила все Средиземноморье.

Однако, при всем нашем восхищении и даже преклонении перед великими предшественниками, никто, кроме узких специалистов, практически ничего не знает об их музыке. Конечно, от нее мало что сохранилось, однако, как это ни странно, более пятидесяти произведений греко-римской музыки дошли до нас (многие в виде фрагментов) в нотных записях, которые были расшифрованы и теперь могут быть прочитаны и воспроизведены с относительной легкостью. Существуют и немногочисленные ассирийские источники, и ученые сейчас с переменным успехом бьются над их расшифровкой, пытаясь понять, как это могло звучать. Но, как бы мало древней музыки ни сохранилось, древние любили писать о ней, и очень многие, от философа Платона до различных римских императоров, имели что сказать по этому поводу.

Имена композиторов тех времен, известные нам, весьма немногочисленны и нередко совпадают с именами поэтов. Знаменитый поэт вполне мог положить какие-то свои стихи на музыку, но она не сохранилась, или же люди тогда просто не рассматривали понятия «поэт» и «композитор» как нечто отдельное. Вероятно, идея чисто инструментальной музыки не всем казалась приемлемой – ах, эти сумасшедшие юнцы со своими лирами и флейтами!.. В Древнем мире было много бродячих музыкантов, предлагавших свои таланты для театральных представлений, религиозных фестивалей, празднеств, частных вечеринок и прочих событий, где требовались те, кто может петь и играть на различных инструментах.