Аннотация

Марк Аврелий – римский император из династии Антонинов, философ, последователь Эпиктета, последний из пяти хороших императоров. После смерти Марк Аврелий был официально обожествлен. Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком. Марка Аврелия называют «философом на троне». Император оставил философские записи – 12 написанных на греческом языке «книг» (глав книги), которые обычно объединяются в одно издание «Наедине с собой». Будучи представителем позднего стоицизма, Марк Аврелий уделяет наибольшее внимание в своей философии этике. Главное в его записках – оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться. Предшествующая традиция стоицизма различала в человеке тело и душу, Марк Аврелий же добавляет к ним ещё и разум, который считает главенствующим началом. Согласно его философии, нужно стремиться к достижению полного бесстрастия. Лишь тогда в согласии со всеобщим разумом можно обрести счастье. Писательский талант Марка Аврелия, а также никогда не теряющая актуальности философия стоицизма сделали «Наедине с собой» одной из ключевых работ в римской литературе и истории, которая с интересом читается и сейчас.


В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Понравилась аннотация? Читайте "Наедине с собой", Марк Аврелий Антонин, перейдя по соответствующей кнопке в необходимом вам формате.

Книги автора

Здесь вы можете читать онлайн «Наедине с собой Марк Аврелий Антонин» бесплатно в электронной версии. Произведение раскрывает такие понятия как: античная философия, вечные вопросы, древние философы, литературные памятники, размышления о духовном, размышления о жизни, стоицизм. Также книгу Наедине с собой можно отнести к следующим жанрам: античная литература, афоризмы и цитаты, зарубежная старинная литература, книги по философии. Надеемся, что автор Марк Аврелий Антонин удовлетворит ваш интерес, и к чтению литературы вы, еще неоднократно, вернётесь.

Деспотизм отвлеченной формулы был Марку Аврелию чужд, как всякий деспотизм. Можно сказать, ему присущ ужас афинского или римского республиканца перед тиранией. Он чувствует себя глубоко признательным своему наставнику Фронтону, который показал ему, сколько низости, коварства и лицемерия заключается в тиранической власти. «Не иди по стопам Цезарей», – предостерегает он самого себя (6, XXX). Он не скрывал от себя моральные опасности, угрожавшие повелителям Римской империи, – опасности, жертвами которых пали Нерон и Домициан, и как ни выделялся для него Антонин своими добродетелями, двор, окружавший последнего, был в его глазах лишь повторением двора Филиппа, Креза, всех других Цезарей (10, XXVII).

Была ли в глазах его республика высшей формой по сравнению с монархией? По общему смыслу «Размышлений» можно думать, что самое различие этих форм не представлялось ему особенно существенным. Монархия оправдывается, когда монарх видит в себе вождя людей и в то же время человека: Марк Аврелий предпочитает сравнивать его не с пастухом – это предполагало бы притязание на высшую породу, – а с бараном или быком, которые идут впереди стада.

Практически это сказывалось и в постоянном стремлении императора хранить остатки республиканского строя. Он усердно посещал заседания Сената и оставался там, пока консул не произносил обычной формулы: «Nihil vos moramur, patres conscripti», закрывавшей заседание. Конечно, это были лишь символические акты, не способные изменить того, что для самых упорных республиканцев стало очевидной политической реальностью. Речь могла идти в конце концов лишь о том, в какую сторону направится деятельность государства, приводимого в движение единоличной волей.

Если вы решили читать книгу "Наедине с собой" - поднимитесь по странице вверх и нажмите соответствующую вашим потребностям (чтение, скачивание) кнопку.

Электронная онлайн библиотека для чтения книг без
регистрации с телефона или компьютера. У нас собраны
книжные новинки и мировые бестселлеры.