Успех. Естественный отбор. 425 инсайтов для работы, отношений и жизни

Анвар Бакиров

В качестве введения

1

Если верить лозунгам, которые звучат отовсюду, люди хотят иметь побольше вещей, востребованности, впечатлений, а еще жить насыщенно, осмысленно…

Но чем больше я смотрю на свою жизнь, тем отчетливее вижу, что люблю пустоту. Как говорил Пелевин: «в наших квартирах промежутки между вещами стоят дороже самих вещей».

Сознательно или бессознательно, но я делаю все, чтобы пространства вокруг было больше.

Моя жизнь напоминает атом. Вы же в курсе, что если бы ядро атома имело размер футбольного мяча, то ближайший электрон носился бы по всему стадиону?

Я делаю так, чтобы у меня было мало клиентов. Встречи я кучкую, чтобы освободить время на что-то другое. Плотный график – явление строго временное. Обязательных ритуалов – строгий минимум.

И да, я могу не отключать звук на телефоне: мне звонят исключительно редко (смело завидуйте).

Возможно, это диагноз. Но именно в режиме максимальной пустоты, ненасыщенности, свободы, одиночества и простора вокруг ко мне приходят идеи для регулярных статей.

И пустая голова – необходимое условие, чтобы ухватить что-то реально интересное.

Мне не нужно «много» – я хочу, чтобы «мало»! Обязательное должно быть обязательно, но пусть его будет мало или еще меньше.

Насыщенные шесть недель, в которые я много учил и учился, в плане творчества оказались почти бесплодными, и теперь я буду отдыхать.

Пустота между ядром и электроном – моя природа.

2

В двадцать лет мне нравилось верить, что я все могу. В сорок я все больше пропитываюсь идеей обратной. Что у моей силы есть границы и пределы. И что полезно их знать и учитывать. Старательно держать себя в рамках.

Чтобы мочь больше. Потому что отвертка хороша для заворачивания шурупов и бесполезна, когда забиваешь ею гвозди. Пытаешься.

Мой главный инструмент – разум. И он плохо работает, если я устал, голоден, напряжен, зол, перегружен или напуган. Поэтому я стараюсь хорошо высыпаться, находиться в тишине, покое и комфорте, давать голове достаточное время, кормить ее отборной информацией…

Не надо подвигов! Оставайся в своих пределах, и организм выдаст максимум! И если кому-то нравится то, что получается у меня, причина именно в этом. Соваться всюду, испытывая себя на прочность, – причуда молодых.

3

Мои клиенты – люди разумные. И это не комплимент, а констатация факта. Чужие клиенты могут быть душевными, чуткими, бесстрашными, яркими… А мои – разумные. Склонные думать. Любящие ясность.

Предприниматели. Юристы. Бухгалтеры. Финансисты. Программисты.

Скорее всего, потому, что я сам такой. Ведь я в базе математик-инженер из Бауманки. У меня нет эффектных баек. Я не пишу о своих переживаниях. Мало «ухтыкаю», склонен разъяснять.

Так что со мной остаются разумные, способные оценить идею.

А еще они не пациенты. Им может быть трудно, но спасать их не нужно. Ибо я не доктор, а таки инженер. Мне интереснее поднимать с нуля в плюс, чем вытаскивать из минуса в ноль.

Так что помогу я не всем, а только здоровым и умным.

Ты и деньги

4

– Мне не хватает денег.

– А что ты сделал, чтобы хватало?

– Как что? Я на работу хожу.

– И?

– Зарабатываю.

– Хватает?

– Нет, я же сказал.

– А что ты сделал, чтобы хватало?

– А что тут можно сделать?

– Ничего? Тогда привыкай к нехватке.

– Но не я же решаю, сколько мне платить!

– А кто?

– Так по должности положено.

– А от чего зависит твоя должность?

– Наверное, от квалификации… И связи нужны!

– И откуда они берутся?

– Ну, повезло кому-то…

– В смысле?

– Дружили с детства или родственники…

– Ты о связях?

– Да.

– А дружат только с детства?

– Нет, конечно.

– Но ты дружить не умеешь и не хочешь…

– Почему это? Могу.

– То есть для связей ты кое-что сделать можешь?

– Ну, могу.

– А делаешь?

– Нет.

– Потому что денег с избытком?

– Да просто не задумывался как-то…

– Да, легче жалеть себя, чем думать.

– Но я же обратился за консультацией!

– Умничка! А делать-то что будешь?

– Искать возможности подружиться с теми, кто повыше.

– Хорошо. А связей достаточно для повышения?

– Ну… Еще квалификация нужна.

– И откуда она берется?

– Надо учиться.

– Будешь?

– Блин! Как сложно-то все!

– Выживать без денег легче?

– Так тут и выживать, и в карьеру вкладываться надо!

– Согласен, не напрягайся. Водка, сериалы, лента новостей – вот, куда надо инвестировать свое время!

– А как не сорваться?

– Никак. Срыв почти гарантирован. Вопрос в том, сможешь ли ты продолжить после срыва? Да еще и много раз подряд.

– Как это?

– Ты, когда ходить учился, без падений обошелся?

– Нет, наверное.

– Думаешь, с тех пор что-то изменилось?

– Но смогу ли я встать?

– Если будешь знать, ради чего. Тебе деньги нужны?

– Да.

– Настолько?

– Наверное.

– Вот и проверишь.

5

Ты хочешь быть нужным? Это путь бедности. Удивил? Давайте разбираться. Старый маркетинг учит, что надо продавать решения проблем. Это логично: человек нуждается – ты помогаешь. За деньги.

Другое дело, что закрыв клиенту потребность в стиральной машине, ты теряешь его на весь срок работы агрегата. И предприимчивые гады начинают делать вещи ломкими. Чтобы хоть как-то оживить поток.

К счастью, пришел новый маркетинг и показал, что он выгоднее. В его основе лежит польза, а не нужность. Чувствуете разницу? Как правило, нет.

Многие ведь жаждут, чтобы без них никак? Многие. Чтобы без меня вся работа в фирме вставала. Чтобы домашние не могли даже поесть самостоятельно. Тогда не уволят, не прогонят, не уйдут, не бросят. Разве только что устаешь смертельно, и смерть представляется как отдых…

Не все до конца понимают эту стратегию, но многие ей следуют: взвалить на себя все и дождаться чужой атрофии.

И мало кто в курсе, что, когда другой зависим, он тебя не выбирает. Да и как он выберет, если выбора-то нет?! Моя рука меня не выбирает: без меня она не выживет.

А что насчет пользы? Польза – это когда человек может без меня обойтись, но не хочет, пользуется. Никакая проблема ко мне его не гонит – он просто хочет. Ему нравится, прикольно, удобно, престижно, интересно… Поэтому он меня и выбирает.

Новый маркетинг забил на проблемы – он продает деликатесы. Задумайтесь: вкуснющая еда с доставкой, смартфон престижной марки, джинсы с дизайнерскими дырками, отель на первой линии у теплого моря, очередная серия любимого сериала, развлекательный видеоблог, тренинги личного развития, такси пятиминутной доступности…

Это ведь не про нужность: обойтись без них можно. Но с ними лучше, а потому – берем!

Логика необходимости – попытка заработать на тех, у кого денег впритык. Тупиковый вариант. Или неэтичный.

А если у твоих клиентов есть деньги, ты опираешься на выгоду. И они покупают не головой, а чувствами. И доплачивают за имя с радостью! Потому что у них есть деньги, а вы дарите им эмоции.

Это ключ, между прочим. Символ нужды

Назад 1 Вперед