Русская литература: страсть и власть

Русская литература: страсть и власть
Серия
Прямая речь
Год
2019
Жанр
Литературоведение
ISBN
978-5-17-117669-3

Известный российский писатель, публицист и критик Дмитрий Быков много лет выступал в популярном лектории «Прямая речь». В результате появилась книга «Русская литература: страсть и власть», в которой собраны наиболее удачные разговоры с постоянной публикой.

Название выбрано неслучайно: по мнению автора, русская литература – явление радикальное, замешанное на великих событиях и страстях: от древнейшего периода до современности. Каковы главные лейтмотивы отечественной литературы за последние двести лет? Что представляет собой ее стержень, пребывающий неизменным на протяжении столетий и составляющий отечественную литературную традицию от протопопа Аввакума до Андрея Белого? Если власть – это консерватор, а литература – это новатор, то до каких крайностей могут дойти их взаимоотношения? Какими средствами страстные революционеры от книжного мира борются с архаичной властью?

Оценка содержания.
Здравствуй, дорогой читатель. Мы уверены, что книга "Русская литература: страсть и власть" Дмитрий Быков полностью захватит ваше воображение. Протопоп Аввакум «Житие протопопа Аввакума» и древнерусская литература Два произведения, две исповеди, лежат в основании двух литератур, русской и европейской. В основании европейской – «Исповедь» Блаженного Августина, из которой выросли все великие романы Франции, Германии, Англии, да и Америки тоже. А вот в основании русской литературы, ее матрице, заложена исповедь протопопа Аввакума, первый русский роман. Причем роман автобиографический, довольно страшный. Один из величайших вообще текстов в русской литературе. Текст, с которого все началось. До сих пор вся русская проза развивается по этой матрице. Но прежде поговорим об обстановке, в коей этот феномен появился. Это время царствования второго Романова – царя Алексея Михайловича по прозванию Тишайший. Тогда и произошло деление русской церкви, деление во многих отношениях роковое, на никонианство и старообрядчество. Никон, игумен Кожеостровского монастыря, был много старше Алексея Михайловича, сумел ему понравиться, был им приближен, а в 1652 году сделался патриархом. У нового патриарха была своя точка зрения на русскую историю, на предназначение русского православия. В то же время в 1654 году произошло еще одно важное для государства событие – Переяславская рада. Присоединение Украины к Русскому царству. Малороссии, условно говоря. В Украине богослужение проводилось по греческим образцам, по греческим книгам, а в Московии – по византийским. И для того, чтобы обеспечить единство, чтобы привести богослужебные книги к единому образцу, задумано было произвести их новый перевод. Этот новый перевод внес в русские православные обряды довольно радикальные поправки. Представьте себе, пусть даже абстрактно, что вы абсолютно верите в существование Бога, что вы находитесь в постоянном диалоге с ним, что от того, как именно вы молитесь, от обряда, от ритуала, от постных дней, – от всего этого зависит непосредственно ваша жизнь. Раскол произошел не только из-за того, двоеперстием или троеперстием надо креститься, это огромная культурная драма – полная перемена обряда. И люди идут на смерть, и смерть иногда мучительную, ради этих, казалось бы, мелочей богослужения. Раскол и есть религиозная война, и трудно представить, до какой степени тогда доходило взаимное ожесточение. Старообрядцы объявили Никона антихристом, никониане старообрядцев – еретиками. После Никона церковь стала в некотором смысле государственной. Появилась государственная вера. А старообрядчество осталось народной верой. И Аввакум, который одно время был другом и соратником Никона, входил в его круг «ревнителей благочестия», сам говорил о необходимости реформ в русской церкви (его даже прочили в одного из справщиков, переводчиков с греческого), вот этот Аввакум стал вождем сопротивления реформе. Потому что для него старая вера, старообрядчество – это тот символ, та опора, на которой он стоит. Даже если нововведения по греческим книгам правильные, он все равно. "Русская литература: страсть и власть" Дмитрий Быков читать бесплатно онлайн можно не единожды, ведь с каждым прочтением открываются совсем иные мыслительные грани.